Кубик Рубика    

* Методы сборки    

  Самый простой ~ 
  Ларш Петруc ~ 
  Интуитивный ~ 
  Жиль Ру ~ 

  Классификация ~ 

* Суб-методы    

  Первые 2 слоя ~ 
  LPELL ~ 
  LPELL2 ~ 
  LPELL3 ~ 
  LPEPLL+ ~ 
  L3C ~ 
  2 look CMLL ~ 
  (C)PBL ~ 

  Ссылки ~ 

  Модели ~ 
/Разное/Кубик Рубика/Интуитивный
TODO...

Собираем кубик без зубрёжки "формул"

Среди всех методологий сборки кубика можно выделить две разновидности - одна из них подразумевает бездумное заучивание немыслимого числа последовательностей поворотов граней кубика, другая - понимание того, что именно происходит с кубиком, когда вы его вертите.

Тут я немного слукавил. Какой способ сборки ни возьми, так или иначе что-то приходится тупо запоминать, а что-то делается вполне осмысленно. Я бы так сказал - при "интуитивной" (осмысленной) сборке надо запоминать не "алгоритмы" (типа право-фасад-лево-фасад-итд), а кое-что другое, я даже на данный момент не могу сообразить, что именно :( В идеале - все "алгоритмы" Вы придумываете сами.

Вот примечательное высказывание Джессики Фридрих, которое очень хорошо характеризует медотологию "тупо зазубрить":

This may sometimes create comical situatioins when somebody asks you about a specific move, and you will not able to show it slowly - and will get stuck after several moves having to start over again to see the remainder of the algorithm.

Перед этим речь идёт о том, что для достижения высот в скоростной сборке нужно, я цитирую, "move algorithms to your subconsciousness", ну то есть сделать со своей башкой что-то такое, чтобы руки потом всю эту тучу алгоритмов крутили бы как бы сами по себе, без участия активной части сознания. А в привёденном абзаце Джессика пишет о том, что когда всё это дело доведено до абсолютного автоматизма, то иногда может случиться так, что вы не сможете показать кому-то тот или иной алгоритм медленно, вы просто напросто сбиваетесь. И это понятно - ведь вы не осознаёте, что именно вы делаете.

Перед тем, как начать излагать свой опыт "сборки с пониманием", приведу ссылочку, где основные моменты более-менее внятно изложены - см. тут. Что значит "блин, там на английском..."?... Ведь не на китайском же ,)

И поглядите ещё на обозначения поворотов

Ну, теперь приступаем. Сборка состоит из 7-ми этапов:

  1. Крестик
  2. Первые два слоя без одной пары
  3. Ориентирование оставшихся рёберных
  4. Последняя пара
  5. Перестановка рёберных последнего слоя
  6. Один угловой последнего слоя
  7. 3 угловых последнего слоя

Этап 1. Крестик

Тут сказать-то особо и нечего... разве что далее я, если буду упоминать цвета, то буду предполагать, что крест собирается на белой стороне. Умение с одинаковой скоростью собирать куб, начиная с любого цвета - это уже высший пилотаж (на английском языке это называется color neutrality)

Этап 2. Первые два слоя без одной пары

Можно собирать по разному. Например, можно сначала ставить на место один угловой, потом следом один рёберный (как это делается, написано на каждом углу). Потом научитесь собирать пары угловой-рёберный (хотя бы для случаев, когда оба элемента пары расположились в верхнем слое) и потом ставить собранную пару на место (вне зависимости от того, где находится место для этой пары - спереди-справа/слева, сзади справа/слева).

Да, может помочь приёмчик под названием keyhole... (тем более что одну пару мы пока не ставим, всегда есть свободный слот, то есть ещё не заполненное место под пару угловой-рёберный). Смотрите.

Если какой-то рёберный элемент второго слоя оказался на своём месте и при этом он правильно ориентирован, то, передвинув поворотом нижнего слоя то "место", что под этим рёберным, под любой свободный слот, можно затем поставить угловой в этот свободный слот, а затем передвинуть его на своё место, то есть под уже правильно стоящий тот самый рёберный.

Если же на своём месте оказался угловой в первом слое, то вместо "стандартного" (про который написано на каждом углу) способа присовокупить к нему рёберный второго слоя, можно поступить так - поворотом нижней грани уведите этот правильный угловой так, чтобы на его место встал угловой из свободного слота, затем ставьте на место рёберный, наконец, возвращайте тот правильный угловой под него.

Этап 3. Ориентирование оставшихся рёберных

На этом этапе у нас должны быть собраны 3 пары первых двух слоёв. Можно, конечно, собрать оставшуюся пару и воткнуть её на место (и потом так или иначе разруливать последний слой), но вместо этого можно поступить иначе - именно, можно сначала придать правильную ориентацию рёберным элементам.

Тут надо малость пояснить, что значит "правильная ориентация рёберных". Вот смотрите. На кубик, куда же ещё-то?...:)... Пусть последний свободный слот в месте FRD/FR. Если в позициях FR и UR оказались рёберные с жёлтыми наклейками и эти жёлтые наклейки обращены направо, то оба эти рёберных ориентированы неправильно. Чтобы придать им правильную ориентацию, надо сделать

	F'U F

Если в позиции FR ребёрный элемент ориентирован правильно, то, если два неправильно ориентированных (на верхней грани) соседствуют, то можно этих соседствующих поместить поворотом верхней грани в позиции UF/UR и потом:

	R U'R' 
	// загоняем тот, что стоит в UF в FR
	// тот, что был в UR, там же и остаётся

	F'U F  // переориентируем парочку

Немного подробнее (с пониманием, так сказать) про собственно переориентирование:

	F' 
	// выводим один рёберный 
	// в верхний слой жёлтой наклейкой вверх

	U 
	// ставим на то место, куда вывели, 
	// второй рёберный

	F
	// ставим этот второй на то место
	// где был первый

Как видим, после такой нехитрой манипуляции оба рёберных окажутся правильно ориентированными.

Да, чуть не забыл - неправильно ориентированных кубиков может оказаться либо 0, либо 2, либо 4 и никак иначе.

Этап 4. Последняя пара F2L

Если Вы вдумчиво изучали F2L в методе CFOP, то тут вообще никакой проблемы нет :)

Только одно маленькое замечание - если оставшийся свободный слот располагается в позиции FRD/FR, то при сборке и установке последней пары можно крутить только правую и верхнюю грани куба - в противном случае нарушится ориентация ребёрных элементов, то есть результат предыдущего этапа. Кто изучал метод Ларша Петруса, тот в курсе )

Этап 5. Перестановка рёберных последнего слоя

Этот этап основан на использовании двух, эх, алгоритмов :) - но, я сподобился вывести их эмпирически. Вот первый из них:

	RECCW = R U R' U R U2 R'

Эта штука переставляет рёберные элементы в позициях UR/UL/UB против часовой стрелки, не меняя их ориентации (RECCW = Rotate Edges Counter ClockWise). Её не надо зубрить! Надо запомнить, что делается, а не как делается, а именно:

	R U R'	// извлекаем пару FDR/FR в верхний слой
	U	// отводим её в "дальний" угол
	R U2 R'	// ставим её на место

И вот второй:

	RECW = R U2 R' U' R U R'

Переставляет рёберные элементы в позициях UR/UL/UB по часовой стрелке, не меняя их ориентации (RECW = Rotate Edges ClockWise). Опять же:

	R U2 R'	// выводим пару FDR/FR в верхний слой,
		// но сразу в "дальний" угол
	U'	// подвигаем её "поближе"
	R U R'	// ставим на место

Теперь о распознавании и о том, как применять это дело для выполнения данного этапа. Приятным моментом тут является то, что не нужно будет вертеть весь куб целиком, можно поступить следующим образом - итак, у вас собраны первые два слоя и всем рёберным элементам последнего слоя придана правильная ориентация. Делаем вот что.

Крутим верхнюю грань (последний слой) с той целью, чтобы в позиции FU оказался рёберный элемент, который там должен находиться. Теперь инспектируем, что у нас оказалось в позициях UR и UL. Тут возможны 5 ситуаций:

После этого при необходимости подравниваем последний слой и переходим к следующему этапу.

Особые случаи

Может получиться так, что после выполнения 5-го этапа, если повертеть верхнюю грань, то все угловые последнего слоя окажутся на своих местах и будут правильно ориентированы, при этом противоположные рёберные надо будет переставить попарно. Тогда можно применить легко запоминающийся алгоритм под кодовым названием "Arne" из этапа 7 метода Ларша Петруса. Кстати, при помощи finger tricks его можно выполнить за 2-3 секунды. Ищите видео на этом вашем youtube )

А где-то тут... вот этот...

Some systems for solving Rubik's cube "by-layers" divide the solution of the last layer into four stages: orient edges, place edges, orient corners, place corners. It is possible to group together two and two stages to speed up the process. It seems natural to orient and place edges in one move and then orient and place corners in the second one. However, this approach has one big disadvantage - it is very difficult to recognize various positions quickly. A better approach is to orient edges and corners at the same time and place all of them simultaneously. Convince yourself that there are 41 different orientations of the cubies in the last layer, and 14 different permutations of those 8 cubies.

http://www.speedsolving.com/wiki/index.php/PLL
http://rishidoshi.blogspot.ru/2010/12/pllpatterns.html

Этап 6. Один угловой последнего слоя

Если на этом шаге один угловой элемент оказался на своём месте и при этом правильно ориентирован, то какбы повезло, переходим к последнему, 7-му, этапу.

А ежель нет - ... тут придётся немного подумать.

Можно для установки 1-го углового использовать коммутатор - примерно так же, как на этапе 7. Правда, в некоторых случаях одним только коммутатором обойтись не получится, его надо будет "обрамить" подготовительным и завершающими поворотами. Поскольку эти некоторые случаи несколько затруднительны для распознавания (у меня до 3-х секунд уходит а то и более), то можно поступить по другому.

Есть один очень простой для запоминания, опять же "эх", алгоритм:

	R
	[u'] - повернуть весь куб так,
	как если бы мы поворачивали
	верхнюю сторону против часовой стрелки
	(иными словами, так, чтобы на вас стала
	смотреть левая грань).

	затем 3 раза R U R'U'

	[u]
	[R']

К слову - четыре движения (RUR'U') в англоязычной литературе на эту тему частенько называются "sexy move". Что в них "сексуального", бох его знает ) А вот русскоязычные спидкуберы, видимо, в силу воспитанности, называют это "пиф-паф". Прикольное название.

К нашим баранам... что происходит при выполнении этого алгоритма? Он переставляет угловые кубики следующим образом - угловой в позиции FUL меняется местами с угловым в позиции FDL, а угловой в позиции FUR - с угловым в позиции FDR; но это еще не всё - эти 4 угловые переворачиваются таким образом, что те наклейки на них, которые смотрели по сторонам (то есть влево и вправо), после выполнения алгоритма будут смотреть на нас. С ребёрными кубиками при выполнении этого алгоритма ничего в итоге не происходит, они где были, там и останутся и не перевернутся.

Таким образом, расположив куб последним слоем к себе и увидев, что, например, кубик который стоит в позиции фронт-верх-право, должен находиться в позиции фронт-низ-право, и при этом его жёлтая наклейка смотрит направо, то выполняем обозначенный алгоритм и он окажется на месте в правильной ориентации.

После этого, правда, в зависимости от того, как и где были расположены остальные 3 угловых, может получиться так, что все 4 угловых окажутся на своих местах, но некоторые будут неправильно ориентированы. Ну, тогда вместо этапа 7 нужно будет перевернуть их.

Этап 7. 3 угловых последнего слоя

Итак, осталось разрулить 3 угловых элемента последнего слоя. Круче всего это делается с помощью коммутаторов, см. L3C - таким макаром можно за один "ход" и расставить оставшиеся 3 угловых по своим местам, и придать им нужную ориентацию.

Заключение

При использовании описанного метода мне удавалось собирать кубик за 40 секунд (когда 38, когда 41, вобщем около 40). Это, конечно, в 2-5 раз дольше, чем всякие там мировые рекорды, но тем не менее... И это при моей-то тормознутой распознавалке - особенно отчаянно я туплю на этапах 2, 6 и 7. В среднем, если сильно не тупить, то всегда получается меньше минуты. Грубо говоря, из этих сорока секунд у меня примерно половина уходит на разглядывание и на перехваты куба.

Дата последней модификации: 2018-06-15


/Разное/Кубик Рубика/Интуитивный

Содержимое данного сайта может быть использовано кем угодно, когда угодно, как угодно и для каких угодно целей. Автор сайта не несёт абсолютно никакой ответственности за землетрясения, наводнения, финансовые кризисы, глобальные потепления/похолодания, разбитые тарелки, зуд/онемение в левой/правой пятке читателя, эпидемии/пандемии свинячьего/птичьего/тараканьего и иных гриппов, а также за прочие негативные, равно как и позитивные, последствия, вызванные прямым или косвенным использованием материалов данного сайта кем бы то ни было, включая самого автора. При копировании/цитировании материалов данного сайта любым технически возможным в настоящее время способом, а также способом, могущим стать возможным в будущем, указание (либо неуказание) ссылки на первоисточник лежит, блин, тяжким грузом на совести копирующего/цитирующего.

Valid HTML 4.0 Strict Valid CSS!