...надоело мне возиться с F2L и вертеть коммутаторы, захотелось изучить $SUBJ.
Этот метод, в сущности, является комбинацией 2-х подходов к сборке - Block Building и Corners First. Его основными особенностями являются:
Вот это всё, что есть дельного на эту тему в интернетах:
Описание от автора метода
Описание от почитателя метода
И ещё одно (ссылка битая)
Неплохое описание на русском языке
Ещё одно на русском
Сборка данным способом состоит из 4-х этапов:
Задача данного этапа состоит в том, что нужно установить на свои места 5 элементов (не считая одного центрального), а именно, 3 рёберных (позиции LB, LD и LF) и 2 угловых (позиции LDB и LDF).
По последней ссылке имеется великолепное описание одного из возможных подходов к решению задачи этого этапа. Я тут просто коротенечко перескажу то, что там написано и нарисовано.
Итак, поехали...
А нет, ещё не поехали. Надо договориться насчёт расположения цветов. Автор метода предпочитает держать куб так, чтобы слева/справа были бы жёлтая/белая стороны. Некоторые пользователи метода по понятной причине (привычка, однако...) держат белый внизу, жёлтый вверху. Давайте у нас тоже снизу будет белый, сверху жёлтый и, для полной определённости, слева - зелёный.
Вот теперь поехали.
Итак, берём куб в руки так, чтобы снизу был белый центр, а слева - зелёный. Белый вниз - это просто для первоначальной ориентировки, он всё равно в процессе сборки будет гулять по слою M.
Находим бело-зелёный рёберный и ставим его на место (максимум 3 хода, если больше, значит, что-то делаете не так). Если куб белым центром вниз не поворачивать (только зелёный слева), то максимум 2 хода.
Находим красно-зелёную пару (то есть красно-зелёный рёберный и бело-красно-зелёный угловой). Рёберный размещаем в позиции BD (или FD), а угловой - в верхнем слое вверх НЕ белой наклейкой. Потом поворотом слоя M соединяем пару. Ну и ставим на своё место.
Более конкретно. Пусть рёберный мы поставили в позицию BD, при этом он смотрит зелёной наклейкой назад (а красной вниз). Это означает, что при выводе его в верхний слой движением M он будет смотреть вверх этой зелёной наклейкой. А это, в свою очередь, значит, что угловой тоже должен смотреть вверх своей зелёной наклейкой и располагать его нужно или в позиции BUL, или в позиции BUR. А где именно, очень легко определить по белой наклейке - она должна смотреть или влево или вправо, но не назад.
Ах, да... установка пары. Ну, если собрали в позиции UBL/UB, то просто B, а если в позиции UBR/UB, то L U'L'. Впрочем, достаточно L U' - потом надо повернуть куб (x/[r]).
Аналогично управляемся с зелёно-оранжевой парой. Рёберный - в позицию FD, смотрим, наклейкой какого цвета он смотрит на нас, выводим угловой в верхний слой наклейкой этого цвета вверх, ставим его в UFL или в UFR (опять же - белая наклейка должна смотреть вбок, а не на нас), теперь совмещаем пару движением M'. Ну, и ставим её на место - если пара "слева", просто F', если "справа" - L'U L. Опять же, достаточно просто L'U, но придётся повернуть куб (x'). А можно сделать r'F, тогда поворачивать не придётся.
Вот и вся премудрость по сборке блоков при таком подходе. Разумеется, порядок сборки блока может быть и не таким. См. по ссылкам в начале (я пока не освоил :)).
Впрочем... вполне очевидно, что это не самый эффективный в смысле количества движений подход, поскольку у нас на этом этапе очень много свободы. Во многих случаях пары лучше собирать не так. Несколько примеров.
Допустим, зелёно-оранжевый рёберный находится в позиции FD (и смотрит оранжевой наклейкой на нас), а бело-зелёно-оранжевый угловой - в позиции FRU и смотрит белой наклейкой вправо. Можно, конечно, поступить, так, как было описано, то есть поднять рёберный вверх и поставить собранную пару на место (M'L'U или M'r'F). Но можно сэкономить один ход, если не рёберный поднимать вверх, а угловой опустить вниз (то есть собрать пару не в верхнем слое, а в нижнем) и тут же поставить её на место - R'F.
Если угловой торчит белой наклейкой вверх (в левом слое), а соответствующий рёберный находится в правом слое, то его всегда поворотом последнего можно поставить в такое место (FR или BR), что поворотом верхнего слоя пара соберётся нужным образом. Ну и потом так или иначе воткнуть её куда надо.
Если красно-зелёная (задняя) пара собралась в позиции FDR/FD, то для установки её на место делаем r'B'.
Вобщем, строительство блоков - это такая штука, в которой лучше поупражняться самому :) Ну или всякие там tutorials посмотреть.
Для начала небольшой совет тем, кто более-менее хорошо владеет F2L в методе CFOP - (временно) выкиньте из головы все эти алгоритмы сборки пар и установки их в слоты - тут возможен немного другой подход, поскольку у нас всегда свободен слой M (это тот, что между L и R).
Один характерный примерчик, F2L #26. Поскольку нам тут не надо сохранить на месте рёберный в позиции FD, то можно сделать вот так, на один ход меньше получается:
U R U' R' r U R' // выполняется молниеносно
А можно ещё короче:
U R U'M'U R' // проворачивать средний слой нужно // средним или безымянным пальцем левой руки
Осмыслили? Тогда приступаем ко второму этапу.
На этом этапе нам нужно собрать блок 1x2x3 справа. Поступаем примерно так же, как поступали при сборке первого блока, но при этом не разламывая его (первый блок). Иными словами, можно свободно использовать повороты R,r,M,U, а повороты F,B,D - нельзя (собственно, не особо и надо). Если быть более точным, то всё таки можно, но только в комбинации с соответствующим поворотом левой стороны - например, если сделать L, то есть увести первый блок в заднюю часть, то теперь можно вертеть переднюю сторону и т.п.... но, опять же - не особо надо.
Небольшая подсказочка - допустим, бело-синий рёберный на месте, а сине-красная пара собралась в позиции BUR/BU. Тогда, чтобы установить её на место, делаем r'U'r (ну или r'U'R). А если (собранная) сине-оранжевая пара находится в позиции FUR/FU (а бело-синий опять же на месте), то r U r' или r U R'. То есть не забывайте, что можно и нужно использовать повороты одновременно правого и среднего слоёв (r, r', r2). Если бы нам нельзя было рушить средний слой (читай - крестик), то в последнем случае можно было бы применить кувалду (F R'F'R), но у нас средний слой свободен до самого конца сборки и почему бы не сэкономить 1 ход.
Смотри также справочник по CMLL в два взгляда.
Пожалуй, это самый неприятный этап в том смысле, что здесь нужно тупо зубрить формулы - цитирую автора метода - "Many stupid sequences to learn, the worst thing in cubing."
Копипастить сюда все случаи смысла никакого нет, см. оные по ссылкам, приведённым в начале текста. Надо сказать, табличка на сайте автора методы слегка выносит мозг, вот тут попонятнее.
Для начинающих легче будет выполнять этот этап в два захода - сначала угловые ориентируются (нужно зазубрить 7 алгоритмов), а затем переставляются (2 алгоритма).
А вот мне даже 9 алгоритмов влом заучивать, поэтому я подумываю насчёт того, чтобы делать этот этап как в методе Петруса - перестановка угловых (1 алгоритм, Niklas), ориентирование (2 алгоритма, Sune/Anti-Sune). Или для переворачивания использовать только Sune/Anti-Sune (если перевёрнутыми оказались 2 угловых, нужно будет применить этот алгоритм два раза), а для перестановки выучить таки одну формулку (если переставить нужно по диагонали, опять же применяем 2 раза).
Ну не могу я физически запихать в свою башку несколько десятков алгоритмов вроде этого:
F R U' R' U' R U R' F' R U R' U' R' F R F'
Немного успокаивает, что не один я такой, цитирую, "When solving, what I usually do is Sune or Anti-Sune the hell out of any case I see until oriented. Then I apply R' U L' U2 R U' R' U2 R2 once or twice as needed." Ну, так и я про то же ))
Кстати, о Sune/Anti-Sune. Я было уже пытался начать их зазубривать, как внезапно понял, что я эти последовательности прекрасно знаю, поскольку использую их, но для совершенно другой цели - а именно, для перестановки рёберных элементов без из переворачивания. Что ж, тем легче, учить не надо )
Итак, для лентяев типа меня, не желающих тупо зубрить кучу "алгоритмов", предлагается такой способ прохождения этого этапа.
Значит, сначала нужно перевернуть 4 угловых элемента жёлтыми наклейками вверх. Тут возможны 7 вариантов, два из которых решаются c одного взгляда при помощи Sune/Anti-Sine. Смотрите.
Если сверху только одна жёлтая наклейка, то это или Sune или Anti-Sune. Как различить? Да легко. Смотрим на кубик в позиции UFR (если там угловой, который жёлтой наклейкой вверх, поворотом верхней стороны уведите его в другое место). Вот. Если на передней стороне наклейка жёлтая, то это Sune (угловые надо повернуть по часовой стрелке) - стало быть, ставим тот угловой, который торчит жёлтой наклейкой вверх, в позицию UFL и делаем
R U R' U R U2 R'
Если же на угловом элементе, который находится в позиции UFR, на вас смотрит не жёлтая наклейка, то это Anti-Sune (нужно перевернуть против часовой стрелки) - ставим угловой, который торчит жёлтой наклейкой вверх, в позицию URB и делаем
R U2 R' U' R U R'
Не надо тупо заучивать эти 2 последовательности поворотов - я это запомнил так, как написано вон там (выводим пару FDR/FR в верхний слой и тд).
Теперь разберёмся с ситуациями, когда жёлтыми наклейками вверх смотрят не один угловой, а два или ни одного. В этих 5-ти случаях нужно применить Sune/Anti-Sune 2 раза. Для первой переориентации я применяю Anti-Sune (мне так удобнее, нет мини-перехвата).
Перед тем, как прокрутить Anti-Sune, нужно при необходимости подрегулировать верхний слой - именно, нужно сделать так, чтобы жёлтые наклеечки на угловых кубиках были бы расположены так, как на этой картинке:
После этого прокручиваете Anti-Sune, жёлтой наклейкой вверх теперь смотрит только один угловой элемент, далее применяем, в зависимости от ситуации, либо Sune, либо Anti-Sune. Вуаля! )
Синими круговыми стрелками, которые курица в лице меня лапой накорябала, отмечен тот угловой элемент, который после Anti-Sune повернётся жёлтой наклейкой вверх.
Альтернативный (более удобный
как в плане распознавания, так и в плане
исполнения) способ сориентировать
угловые, используя только Sune/Anti-Sune:
1) Sune or Anti-Sune. Если жёлтой
наклейкой вверх смотрит только один
угловой, то это, как уже говорилось, или
Sune или Anti-Sune. Уводим при необходимости кубик, который жёлтым вверх,
в заднюю часть.
Смотрим на верхнюю полосу передней грани -
если на нас смотрит жёлтым та наклейка, которая на правом кубике,
то это Sune. Поворачиваем верхний слой так, чтобы тот кубик,
который смотрит жёлтым вверх, был бы в позиции UFL и R U R' U R U2 R'.
Если же на нас смотрит жёлтым кубик слева, то это Anti-Sune.
Поворачиваем верхний слой так, чтобы кубик, который смотрит жёлтым вверх,
оказался в позиции URB и R U2 R' U' R U R'.
2) (AUF), Sune, (AUF), Anti-Sune. Если вверх
торчат 2 наклейки (не важно, как они
расположены относительно друг друга),
то поворачиваем верхний слой таким
образом, чтобы на передней грани на
нас смотрел жёлтым тот угловой,
который слева. Далее делаем Sune,
подравниваем нужным образом (см. п.1)
верхний слой и делаем Anti-Sune (можно легко уложится в 3 секунды).
3) (AUF), Anti-Sune, (AUF), Anti-Sune. Если
жёлтым вверх не смотрит ни одна
наклейка, поворачиваем верхний слой
так, чтобы на правой стороне обе
наклейки были бы не жёлтыми. Далее делаем
Anti-Sune, подравниваем нужным образом
верхний слой и снова Anti-Sune (аналогично, легко делается
за 3 секунды).
Удобство распознавания заключается в том, что оно ведётся по всего лишь
одной наклейке (для случая 3 - по двум), а удобство исполнения - в том,
что для случаев 2 и 3 второй алгоритм - всегда Anti-Sune, меньше думать,
нужно только при необходимости сделать AUF.
Ну вот. Перевернули. Теперь надо их (угловые элементы) расставить по местам. Тут возможны только 2 ситуации (не считая случая, когда они уже все на своих местах с точностью до поворота верхней грани) - надо переставить соседние или же надо переставить по диагонали. Как отличить? Смотрим на наклейки на угловых элементах, которые на передней и правой сторонах бортика верхней грани. Если обе пары наклеек имеют противоположные цвета, то сразу крутим
R' U L' U2 R U' R' U2 R2 x' варианты исполнения: R' U r' (F2 x) R U' R' U2 R2 x' r' U r' (F2 x) R U' R' U2 R2 x' (F2 x) можно делать одновременно
После этого придём к ситуации, когда надо переставить два соседних угловых элемента.
Чтобы переставить два соседних угловых, нужно сначала должным образом подкрутить верхнюю грань - тут всё просто - нужно повернуть её так, чтобы на вас смотрели наклейки (на угловых, есессно) одинакового цвета. И всё, как только узрели, крутим только что обозначенную последовательность.
Даже при таком ленивом в плане выучивания алгоритмов способе прохождения этого этапа на него уйдёт... ну, секунд 6-8 примерно - распознавание быстрое, алгоритмики, особенно Sune/Anti-Sune, прокручиваются тоже быстро. 6-8 секунд - это в случае максимального невезения, то есть когда и Sune/Anti-Sune, и перестановку пришлось применять 2 раза (32 поворота в совокупности), из расчета 1 сек на Sune, 2 секунды на перестановку плюс AUFs и распознавание.
В качестве заключения этой части всё-таки приведу формулку для перестановки угловых по диагонали:
R2 U' R F'R'U r2 U F U F'
Она переставляет ULF<->URB.
Однако, привожу я её тут не ради неё самой, а ради вот такого варианта исполнения:
R2 U'l D'l'U r2'd R U R'y // начинаем, поставив большой палец правой руки на BR // r2 делаем, поставив его (палец) сверху // поворот y делаем одновременно с предшествующим R'
По-видимому, оптимальным в отношении лёгкости (гладкости) исполнения является вот такой алгоритм перестановуи угловых элементов по диагонали (повороты куба на себя (x') весьма органично вписываются в процесс):
R' U L' U2 R U' x' U L' U2 R U' R x'
Он является небольшой модификацией (вместо того, чтобы крутить заднюю грань, как раз и применяется поворот куба целиком) вот этого:
R' U L' U2 R U' B L' B2 R B' R
Очень вкусный этап. Вкусен он тем, что не надо учить алгоритмы неимоверной длины - так, 3-4 хода максимум. Итак, нам осталось разрулить 6 рёберных элементов (ну и центры, но это самой собой получится).
Кстати, в том тексте, где про "упрощенный метод Roux", описан совсем не такой подход к решению последних 6-ти рёбер, какой подразумевает собственно метод Ру. Имейте ввиду.
Этот последний этап разделяется на 3 мелких подэтапчика - ориентирование рёберных, завершение левого и правого слоёв и перестановка элементов в среднем слое.
Шаг 4a.
На этом шаге нам нужно придать всем рёберным правильную ориентацию.
Чтобы было легче определять, какие рёберные ориентированы правильно,
а какие нет - поворотом среднего слоя поставьте центральные элементы
на свои места. Имеет место такое правило - если та наклейка,
которая прилегает к центральному элементу, имеет такой же или противоположный
цвет, то элемент ориентирован правильно. В противном случае, стало
быть, неправильно. Для кубиков не из среднего слоя (жёлто-синий и жёлто-зелёный
для нашего выбора ориентации куба) имеется дополнительное правило -
если синяя/зелёная наклейки смотрят НЕ вверх/НЕ вниз, значит элемент ориентирован
правильно. Собственно, это дополнительное правило полезно
(при условии, что сверху жёлтый или белый центр) только для кубика
в позиции FD - если на вас смотрит зелёная/синяя наклейки, то
всё в порядке, этот кубик ориентирован правильно. Если же эти кубики
находятся в верхнем слое, то тут всё будет видно по основному правилу.
Поскольку неправильно ориентированных элементов может быть только чётное число (2, 4, 6 или ни одного), то методом исключения легко вычислить ориентацию невидимого элемента (который в находится в позиции BD).
Теперь собственно о том, как решать задачу этого шага. Вообще говоря, существуют "прямые" алгоритмы для каждого случая, но это опять же зубрёжка, а оно нам не надо. Есть другой, итерационный способ придать всем рёберным элементам правильную ориентацию - это гораздо интересней, тут есть что самостоятельно поисследовать. Вощщем, нужно определить конфигурацию неправильно-ориентированных (при необходимости можно вращать верхний и средний слои как угодно) и, в зависимости от того, какая она именно, сделать одну из 3-х простых вещей (указаны только видимые неправильные элементы):
Картинки сами нарисуйте или поглядите по ссылочкам.
Повторяем до тех пор, пока все рёберные не примут правильную ориентацию. Не забывайте, что между итерациями можно (и иногда попросту нужно) подворачивать верхнюю грань и средний слой (и, если очень хочется, поворачивать весь куб целиком).
Вы это и сами увидите, если попробуете, но тем не менее - если вы попали на ситуацию, когда неправильно ориентированы рёберные в позициях {UL,UR,UF,FD}, то после M'U M' этот шаг пройден, все элементы окажутся ориентированными правильно. Иными словами - это удачная комбинация.
Теперь смотрите - если вы видите на верхней грани 3 неправильных элемента, а в позиции FD элемент ориентирован правильно, значит, ещё один неправильный однозначно находится в позиции BD (невидимый). Если мы тут повернём верхнюю грань так, чтобы три неправильных оказались в позициях {UL,UB,UR}, то мы получим ситуацию, зеркальную (относительно слоя S) по отношению к нашей любимой ситуации из предыдущего абзаца. Ну и - вместо M'U M' делаем M U'M и шаг опять же пройден.
Шаг 4b.
Нужно поставить в позиции UL/UR то, что там должно стоять, для нашей
договорённости о цветах это жёлто-синий и жёлто-зелёный рёберные
элементы. Делается это просто - нужно расположить обозначенные элементы
или в позициях UF/BD, или в позициях UB/FD. Только у нас тут
ограничение: нельзя делать M/M', только
M2 - если сделаем M/M', испортим
результат предыдущего шага. Точнее, делать эти ходы можно, но только
если сразу сопроводить их U2 M/M'. Мне пока кажется, что
можно всегда обойтись только M2. Ну вот, когда пара рёберных
поставлена в обозначенные позиции, делаем M' U2 M (или
M U2 M' или M U2 M или M' U2 M', без
разницы). Если после этого пара не встала куда надо, то помещаем пару
вниз, подворачиваем как надо верхний слой, поворотом среднего слоя
ставим пару на места, вертаем верхний слой на место.
Шаг 4c.
Наводим порядок в среднем слое. Тут возможны 4 ситуации.
Для того, чтобы их различить, поставьте на свои места центральные элементы.
Автор метода почему-то пишет, что только 3 - то ли я чего-то не понимаю, то ли одно из двух... ну да и ладно. А, ясно... 2 ситуации идентичны с точностью до переворота куба типа [f2] - ну то есть нужно поменять местами верхнюю/нижнюю и левую/правую стороны.
С этих двух ситуаций и начнём. Итак, центры у нас стоят на своих местах. Поверните куб вокруг оси, проходящей через боковые центры так, чтобы рёберный, который на своём месте, оказался бы в положении FD.
Если наблюдаемая картина вот такая (то есть на верхней стороне выбивается из картины наклейка сзади):
то M U2 M' U2.
А если такая (на верхней стороне цвет "не тот" у наклейки ближе к нам):
то U2 M U2 M' (эта последовательность является обратной к предыдущей).
После того, как научитесь различать и решать эти две очень похожие ситуации, поворачивая куб, постарайтесь делать этого без поворотов - вместо этого проворачивайте средний слой до тех пор, пока решённый рёберный не окажется в положении FD... ну и там смотрите по ситуации, как довести дело до конца.
Две другие ситуации попроще (в смысле распознавания):
Буква HU2 M2 U2 M2 или M2 U2 M2 U2, без разницы
Две буквы H
E2 M E2 M'
U2 M2 U2 (x или x') U2 M2 U2
Ну вот, пока всё. Вдруг кому-нибудь пригодится.
PS. С помощью данного метода мне удалось побить свой предыдущий личный рекорд, составлявший 40 секунд. Теперь он составляет 31 секунду. При этом на этапе CMLL я использую только 3 алгоритма - Sune/AntiSune (так, как описано в разделе "Этап 3" мелким шрифтом) и перестановка двух соседних угловых. И вдобавок сильно туплю на первых двух этапах ) ВотЪ.
PS2. Ура. Yeah. Да. Получилось преодолеть тридцатисекундный рубеж. Примерно полтора десятка раз в течение двух дней (8-го и 9-го января 2015-го года), лучший результат - 25 секунд.
Дата последней модификации: 2023-08-13